Знатоки аниме считают Исекай не жанром, а тематикой — ведь произведения о «попаданцах» могут быть в любом жанре: чаще всего фэнтези, но существуют и махо-сёдзё, и меха, и альтернативная история с такими героями.
Кодификатором жанра/тематики стало аниме Isekai no Yuushi (1979) — о японском старшекласснике, попавшем в фэнтезийный мир и получившем супер-меч из легенды. Тенденцию для развития жанра задали манга Ouke no Monsho (1976) Фумин и Хосокавы Тиэко и два творения Ёсиюки Томино — ранобэ Rean no Tsubasa и аниме Aura Battler Dunbine (1983). В первой юный археолог Кэрол попадает в Древний Египет, в работах Ёсиюки действие происходит в фэнтези-мире Бустон — обиталище душ людей после смерти.
Классическим исэкай считается все на эту тему, созданное до выпуска в 2010 ранобэ Рэки Кавахары Sword Art Online, где герой попадал во вселенную игровой механики. Так в мир исэкай пришли литРПГ.
Типичный образчик нео-исэкай — ранобэ, манга и аниме-сериал No Game No Life, где брат и сестра, фанаты видеоигр и крутые геймеры, попадают в мир, где все происходит по игровым законам.