«Черная пятница» — время выгоды, но не импульсивных покупок. Иначе многие просто оказываются жертвами зачеркнутых ценников, рассказал «Утро-Новости» председатель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов. Давайте разберемся, почему так происходит, а заодно посмотрим, как в нашей стране появилась эта распродажа.
Незадолго до того как «Черная пятница» пришла в Россию, нас стали морально к ней готовить. Показывали эффектные видео из американских магазинов: толпы народу ждут у закрытых дверей магазина, и, когда двери открываются, люди, давя и топча друг друга, в исступлении хапают все подряд. Доходит и до драк: каждый хочет отхватить что-то уникальное за бесценок!
На деле все оказалось иначе. «Бесценок» обернулся ростом цен на товары на период акций, а «бешеные скидки» оказались липовыми. Это реальные данные: как подсчитал Hi-Tech Mail.ru, в «Черную пятницу» три четверти скидок — никакие не скидки. А цены растут, причем значительно, до трети от «неакционной» стоимости.
Как почернела обычная пятница
В США «Черные пятницы» появились в 1960-х годах. Задача была в том, чтобы разгрузить склады перед новогодними закупками. А в конце ноября американцы как раз отмечают один из главных праздников — День благодарения, и это время семейного отдыха и совместных походов, в том числе по магазинам. Так что продавец намерен поскорее продать, а покупатель расположен купить: идеальное совпадение интересов.
У происхождения самого названия много версий, наиболее рациональной выглядит та, что бухгалтеры в свои книги записывали прибыль черными чернилами, а убытки красными. А распродажа была временем прибыли, и книги буквально «чернели».
«Пятница» по-русски: задумка, как всегда, была хорошей
В нашей стране «Черная пятница» впервые появилась в 2013 году. Это была интернет-распродажа на одной площадке, где собрались порядка 80 магазинов на период акции. Как передавал , на сайт зашли пять миллионов человек, покупатели сделали 100 тысяч заказов. То есть всего 2% от тех, кто зашли на распродажный сайт, в итоге совершили покупку. И неудивительно. Что тогда, что потом многих возмущали липовые скидки — хорошо известный прием, когда цена сперва сильно завышается, потом зачеркивается, и обычная стоимость товара выдается якобы за выгодную. Были жалобы и на технические моменты, связанные с работой самого сайта распродаж.
Но все-таки «Черная пятница» прижилась. Магазины стали проводить ее самостоятельно, многие растянули ее на несколько дней или недель. А потому акция за несколько лет стала очень узнаваемым событием, и весьма прибыльным.
Чаще всего в «Черную пятницу» покупают те же товары, что в обычное время. Просто многие откладывают покупку до акций. Особенным спросом, сообщает ТАСС, пользуются электроника, бытовая техника, одежда, обувь, товары для дома, ремонта и хозяйства. По данным Black Friday Global, средний россиянин тратит в этот день порядка 8,5 тысячи рублей.
Прибыльное ли дело «Черная пятница»?
Для продавцов — точно. Вот цифры оборота «Черной пятницы»:
- 2016 год — 7,5 млрд;
- 2017 год — 30 млрд;
- 2018 – 17,4 млрд;
- 2019 – 22 млрд;
- 2020 – 39,7 млрд;
- 2021 – 85,7 млрд.
С выгодой покупателей все сложнее.
А есть ли скидка?
Как повелось с первой «Черной пятницы», многие скидки остаются искусственными. То есть на самом деле их нет, как бы ни боролись с этим онлайн-платформы. Официально средняя скидка в «Черную пятницу» в России составляет 58%. Это один из самых высоких показателей в мире. В США еще выше (68%), зато, например, в Германии ниже (54%).
«Наряду с настоящими скидками, действительно интересными и привлекательными, есть очень много недобросовестных практик. Они связаны с завышением цен накануне этих акций и с виртуальной скидкой, когда потребитель может не просто не выиграть в цене, а даже переплатить за товар.
Поэтому нужно воздерживаться от импульсивных покупок и покупать только то, что вы действительно отслеживаете, в том числе и по изменению цены. Если вы увидели в момент акции, что цена действительно снизилась, — тогда имеет смысл сделать эту долгожданную и запланированную покупку. А становиться жертвами зачеркнутых ценников и „фантастических скидок“ — не стоит».
Тем более что есть в магазинах и другие периоды скидок. Как отмечает Олег Павлов, практически любая крупная компания торговая или агрегатор регулярно устраивает такие периоды. Нет какого-то времени года или месяца, когда проходят акции. Нужно обязательно сравнивать цены, интернет позволяет сделать это очень быстро. И найти привлекательное предложение можно хоть в рамках «Черной пятницы», хоть во время обычного понедельника. Выгодную цену, отмечает эксперт, можно отыскать, тщательно сравнив предложения. А скидки могут быть в любой период времени.
Мы ждем распродаж: как не дать себя обмануть в сезон скидок «Черная пятница» и 11.11: в чем разница? Товары на AliExpress с максимальной скидкой на 11.11