Размещение фотографий на памятниках усопших не противоречит православной традиции, хотя и не является древним обычаем русского православия. Батюшка Николай сообщил ИА «МедиаПоток», что снимки на памятниках допустимы и не запрещены церковью.
По его словам, изображение не способно полностью передать облик человека, каким его создал Бог, но в какой-то мере оно приемлемо. Важно, однако, не зацикливаться на этом вопросе, а уделить больше внимания молитвам за усопших, поскольку для Господа нет мертвых.
Традиция размещения изображений на могилах имеет древние корни, уходящие к византийским иконам и даже к более ранним цивилизациям. В русской православной культуре фотографии на памятниках стали появляться относительно недавно. На кладбищах Грузии и Армении, например, изображения усопших встречаются гораздо чаще. Это связано с культурными особенностями и традициями, которые варьируются в зависимости от региона.
Библия, в свою очередь, не даёт прямых указаний относительно использования изображений на памятниках. Ветхий Завет содержит заповедь о запрещении создания идолов и кумиров (Исход 20:4), что могло бы трактоваться как запрет на изображения. Однако иконопочитание в православной традиции основывается на догматах, принятых на VII Вселенском соборе в 787 году, где было установлено, что иконы являются важным элементом поклонения и памяти. Таким образом, изображение на памятнике может восприниматься как форма уважения и почитания усопшего, аналогично тому, как иконы почитаются в церквях.
В заключение, батюшка Николай призвал верующих больше сосредотачиваться на молитвах и духовной поддержке усопших, чем на внешних атрибутах памяти. Он подчеркнул, что фотография на памятнике не способна передать истинную сущность человека, каким его задумал Господь, но допускается церковью как один из способов почитания памяти.