Следственный Комитет России (СК) предложил ужесточить правила лишения гражданства натурализованных граждан, совершивших тяжкие преступления. В сообщении пресс-службы СК РФ говорится, что в перечень оснований для лишения российского паспорта следует добавить факт подготовки, покушения или совершения умышленных тяжких и особо тяжких преступлений. Председатель СК Александр Бастрыкин направил в Государственную Думу предложения по улучшению миграционной политики и противодействию преступности среди мигрантов.
Бастрыкин отметил, что за первые шесть месяцев 2024 года количество преступлений, совершенных мигрантами, значительно возросло. Так, количество изнасилований увеличилось на 5%, развратных действий в отношении детей – на 25%, а экстремистских действий – на 55%. Эта статистика свидетельствует о необходимости принятия дополнительных мер по контролю над миграционными процессами и усилению ответственности за преступления.
Юрист Владимир Андрейченко в беседе с порталом «Утро-Новости» отметил, что инициатива Следственного Комитета России по ужесточению правил лишения гражданства натурализованных граждан, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, вызывает ряд правовых и этических вопросов.
«С одной стороны, данное предложение соответствует логике усиления миграционного контроля и обеспечения безопасности граждан. Учитывая статистику роста преступлений среди мигрантов, такие меры могут способствовать снижению уровня преступности и укреплению правопорядка. Лишение гражданства за серьезные правонарушения может служить дополнительным сдерживающим фактором для потенциальных преступников», — сказал эксперт.
С другой стороны, реализация этой инициативы может столкнуться с юридическими сложностями. Лишение гражданства, даже натурализованных граждан, затрагивает фундаментальные права человека и требует строгого соблюдения принципов правового государства.
«В частности, Конституция РФ в статье 6 гарантирует, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Это положение ставит под вопрос возможность реализации предложенных мер без внесения изменений в основной закон страны», — добавил Андрейченко.