Экономическая сторона вопроса о школьной форме крайне важна: полный форменный костюм будет стоить дорого, а родителям есть куда потратить эти деньги. Об этом в интервью «Утро-Новости» рассказал Евгений Александрович Ямбург, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования.
Есть способы сделать школьную форму сочетанием строгости и свободы, убежден педагог. И свобода появляется из возможности творчества. Он приводит пример его школы, где эмблему на форме разрабатывали сами дети. Когда они участвуют в этом, то не воспринимают ношение формы как принудительное и отвратительное мероприятие, говорит Евгений Александрович.
Следующий вопрос — финансовый. У многих сфер и профессий есть своя форма, например у тех же железнодорожников. Но одно дело, когда ты устроился на работу и тебе выдали форму бесплатно, а другое — когда родители будут вынуждены за свои деньги эту форму покупать. И еще непонятно, сколько это все будет стоить.
В нашей школе форменная жилетка дешевая. К ней может быть шарфик, галстук — пожалуйста, это действительно стоит недорого. А если это целый костюм — пиджак, брюки и прочее — то понятно, что это будет вообще для многих просто неподъемно финансово,
— говорит Ямбург.
Многие родители боятся, что с введением формы начнется коррупция на местах. Директора школ начнут деньги на этом зарабатывать, родители будут вынуждены покупать дорогие и не обязательно качественные костюмы.
«Директора едва ли на этом что-то заработают. Потому что обычно заключается договор с той фирмой, которая производит эти костюмы, и платится безналичкой этой фирме. Тут не в директорах дело, они иногда заложники некоторых решений, им приходится это делать. Но вот дорого это действительно может быть. А эти деньги родители знают, куда потратить, хотя бы на те же дополнительные занятия с детьми. Так что, конечно, тут резоны свои есть. Я соглашаюсь с родителями.
И должен сказать: слава Богу, сейчас другое время, и сегодня директор школы — не хозяин и не барин. Есть управляющий совет, куда входит родители, часть педагогов, старшеклассники. Я директор школы, скоро уже 50 лет на этом посту, и я не вхожу в управляющий совет. Я могу доложить управляющему совету, скажем, о том или ином решении вышестоящих, а дальше они должны принимать решение. Это и есть государственно-общественное соуправление!»
«Всё, проехали уже!»: мнение заслуженного учителя о единой школьной форме «Летим в пропасть»: идея ввести школьную форму возмутила родителей Детей без билета запретили высаживать из любого транспорта