Как бы ни надоедали россиянам некоторые новогодние традиции, они безоговорочно исполняются. Одним из таких праздничных обычаев является просмотр фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Несмотря на развал Советского союза, картина сохранила свой культовый статус, который психолог Анна Завгороднева подвергла сомнению.
Евгений Лукашин
У фильма есть главный герой, который оказывается в смешной ситуации (и это единственный элемент комедии положений): из-за ошибки «добрых» друзей он летит на самолете из Москвы в Ленинград, будучи в алкогольном опьянении. По сюжету картины заметно безответственное отношение Евгения к тому, что на носу Новый год, а дома его ждут мама и невеста Галя. Он напивается в бане до такого состояния, что летит в другой город.
Уже здесь стоит задаться вопросом: а насколько это вообще хороший человек? Видимо дело в том, что традиционно в нашей стране алкоголем оправдывают многие проступки, хотя на самом деле это отягчающее обстоятельство.
Оказавшись в квартире у Надежды, Лукашин ведет себя развязно, причем важно отметить, что степень его развязности прямо пропорциональна уровню опьянения. Этот факт говорит о том, что герой фильма — человек, который в сознательном состоянии не позволяет себе проявлять настоящие чувства и мысли, от того достаточно агрессивный.
Все его общение с Надеждой это калейдоскоп из похвалы и оскорблений. Евгений танцует с ней в попытке очаровать, и в это же самое время в оскорбительной манере рассуждает о ее возрасте и бездетности. Вместо того чтобы продолжить трезветь, позвонить матери, найти гостиницу или хотя бы рассыпаться в извинениях и попросить помощи у Надежды, дабы максимально быстро уехать, — Лукашин пытается отвоевать чужую территорию и обхаживает хозяйку. Какой бы симпатичной она ни была, как бы ему ни понравилась, — у него дома невеста!
Получается, Лукашин — пассивно-агрессивный персонаж со склонностью к алкоголизму, раз он не контролирует количество выпитого; с определенной степенью нарциссизма, раз нагло заявил права на чужую женщину при встрече с Ипполитом; и трусливости, о которой он сам рассказывает, упоминая историю об унизительном тосте на свадьбе друга. Крайне неприятный тип.
Надежда Шевелева
Надежда — красивая женщина, но других положительных черт в ней не могут увидеть ни зрители, ни она сама. Кроме разве что факта ее образованности (в фильме подчеркивается, что героиня — учитель русского языка и литературы). Шевелева ужасно относится сама к себе: не имеет самоуважения, не очерчивает границы, не отстаиваем свои ценности.
У Надежды были долгие, 10-летние отношения с женатым человеком, на протяжении которых она жила в статусе ждущей любовницы. После этого, видимо как механизм забывания этого романа, появляется Ипполит, который Шевелевой не очень-то и симпатичен. Она рада от него избавиться, и тут так удобно вырисовывается ее симпатия с Евгением. Однако с чего эта связь вообще возникает?
Сначала Надежда поливает Лукашина водой из чайника, кривясь от его запаха, а немного погодя они танцуют, он что-то шепчет ей на ухо. При этом мыться Евгений не ходил, а она просто приняла это как факт. То ли на зло, то ли наудачу Ипполит устраивает сцену ревности, дав Надежде повод от него избавиться, что она взвалила на плечи Лукашину. Сама Шевелева никакого участия в этом конфликте не принимает.
Это пассивная позиция по отношению к собственному счастью и личной территории. Надежда не только спихивает разборки на мужчин, но и решает выбрать из двух зол меньшее — Евгения. Именно поэтому она вяло реагирует и на странные комплименты Лукашина, и на его хамство. Однако поводов, чтобы симпатизировать герою, у нее нет. Они появляются лишь тогда, когда становится понятно, что Евгений может заменить поднадоевшего Ипполита.
Ипполит Георгиевич
Ипполит тоже малоприятный товарищ, становящийся резким правдорубом в алкогольном опьянении. И ведь неглупую вещь он говорит, стоя в пальто под душем: «За такой короткий срок старое разрушить можно, а создать новое очень трудно». Ипполит прав: это момент очарования странной ситуацией новогодней ночью. Вот только и герой, когда пришел к Надежде, вел себя не очень корректно.
Ипполит вел себя так, будто Надя никуда не денется, и все по той же причине: уже возраст, а детей нет, он ее пригрел, и она ему принадлежит. Персонаж явно собственник, который тоже претендует на территорию Шевелевой, не обращая внимания, как она себя от этого чувствует.
Подруги Надежды
Коллеги и по совместительству подруги Шевелевой показаны очень ярко, намеренно карикатурно. Они производят впечатление странных барышень, которые не замечают, что Надежда не хочет представлять им Евгения, что чувствует скованно и явно желала бы остаться одна.
Шевелева не пытается с этим что-либо сделать, хотя могла бы отправить Лукашина в другой конец квартиры, притвориться больной или иначе выдворить нежеланных гостей. Зрителям специально показывают, что Надежда позволяет наступать на свою территорию всем, что героини очень мало в ее же квартире, в ее же жизни.
Галя
Невеста Лукашина тоже пассивная девушка, ждущая и малореагирующая на происходящее. Галя даже не пытается выслушать жениха, путающегося в словах, ей достаточно одной рассказанной им истории про Ленинград, чтобы сразу сделать выводы и положить трубку.
Отношения героев
Лукашин создает ситуацию эмоциональных качелей: то он положительный — хвалит и поддерживает Надежду — то он мерзкий, саркастичный и противный. Эти качели и вызывают привязанность, потому что на контрасте с отрицательными эмоциями положительные кажутся еще сильнее и важнее.
Каков мотив выстраивать отношения у Надежды с Евгением? Никакого. Лукашину, по-видимому, безразлично: ему нужна женщина, которая бы просто была рядом. Он вообще не особо хочет жениться и довольно легкомысленно к этому относится, взять в расчет хотя бы выходку на свадьбе друга — его пожелание скорейшего развода молодоженам говорит о том, что персонаж совершенно не ценит ритуалы и чужие выборы. И к отношениям Евгений относится так же: лишь бы была рядом какая-то дама, готовая его такого пассивно-агрессивного безропотно ждать. Хорошо и удобно.
Итак, Лукашин выбирает женщину, которую можно подавлять, а Шевелева только и делает, что подавляется. На контрасте с отрицательными и положительными эмоциями между ними рождается якобы влюбленность.
Есть стойкое ощущение, что эта история в реальной жизни ничем бы не закончилась. Может быть такое, что из-за путаницы и ревности актуального мужчины, прежние отношения могли разладиться, а на их месте возникнуть привязанность к тому, кто этот разлад внес.
Однако подобные отношения были бы совершенно нежизнеспособные. У Надежды и Евгения нет ничего общего, есть лишь комедия положений, на которой и строилось их общение. Очень быстро накал эмоций спадет, и чем будет подпитываться их влюбленность — не понятно.
Это сценарий типичного курортного романа, когда два незнакомых человека оказываются в общей заданной ситуации. Дальнейшего развития не последует. Отпуск (или командировка) закончится — отношения строить будет не на чем.
Так что фильм очень даже грустный. Про пассивно-агрессивного алкоголика Евгения, про пассивную и даже депрессивную преподавательницу Надежду, Ипполита, не умеющего справляться с эмоциями и уходящего от них в алкоголизацию и подруг, которые пришли просто повеселиться и уйти.
Ни одного положительного героя! Вот вам и добрые советские комедии.