Ковид, наводнение или даже недавнее ЧП на Крымском мосту — у путешественников в последние годы масса препон. Кто-то приезжает к месту отдыха и натыкается на ремонт в отеле, а кто-то и доехать не может. И люди сразу вспоминают про последний пункт договора — о форс-мажорных обстоятельствах.
Генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин объяснил, как трактовать это условие и кто в итоге получает возврат средств от агентства. В беседе с порталом «Утро-Новости» эксперт подчеркнул: очень многое зависит от позиции госструктур и самого оператора.
В законодательстве дано четкое определение обстоятельствам непреодолимой силы. Поэтому возврат средств не происходит автоматически. Должно быть решение властей о вводе ЧС или какое-то официальное заявление о том, что въезд на территорию региона невозможен. И тогда суд признает обстоятельства форс-мажорными,
— объясняет Ромашкин.
Судебных тяжб между туристами и агентствами предостаточно — порядка нескольких тысяч в год. Но, как говорит Ромашкин, правовая казуистика не главное. Важна еще и позиция оператора. Те, кто дорожит клиентами и не гонится за сиюминутной прибылью от срыва тура, идут навстречу. Социально ответственные агенты возвращают всё до копейки — если ситуация произошла не по вине клиента. Как это было, например, с людьми, развернувшимися на Крымском мосту.
По факту наша и другие компании признают положение не юридического, а фактического форс-мажора. Всем, кто остался без отдыха, мы вернули средства. Поэтому, выбирая агента, необходимо смотреть на его репутацию и степень лояльности к туристам,
— завершил Сергей Ромашкин.