Государственная Дума рассматривает законопроект, который позволит отключать алгоритмы в сети. Отрасль в шоке: под удар могут попасть не только социальные сети, но также стриминговые сервисы, онлайн-кинотеатры, маркетплейсы и даже поисковики. Ущерб обещает быть внушительным — только маркетплейсы будут терять сотню миллиардов рублей ежегодно.
Без поисковика и маркетплейсов
Законодатели планируют зарегулировать сервисы на базе алгоритмов искусственного интеллекта. Например, онлайн-кинотеатры используют его, чтобы предоставлять пользователям «персональный» контент, близкий к тому, что им уже понравилось.
Как сообщает «Коммерсантъ», законопроект предлагает достаточно широкое регулирование, которое потенциально может коснуться всех сайтов и информационных систем на территории России.
Кроме того, законодатели намерены обязать сервисы одновременно поддерживать две версии платформы — с алгоритмом и без. Однако это потребует в два раза больше ресурсов, и, скорее, приведет к закрытию бизнесов.
Вместе с тем закон разрешит Роскомнадзору делать запрос на данные, которые связаны с распространением информации при помощи алгоритмов. Сервисы будут обязаны предоставить их в течение десяти дней.
Когда закон вступит в силу?
«Коммерсантъ» пишет со ссылкой на источники, что законопроект будет принят до конца 2022 года. Его текст уже готов, а поправки будут внесены в рамках второго чтения.
Отрасль в шоке
Проект обсуждается давно, с 2021 года. Однако инициатива не вызывает воодушевления у владельцев поисковых систем, социальных сетей, онлайн-кинотеатров и компаний, которые разрабатывают алгоритмы. В частности, глава Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов считает, что закон отправит российский интернет в прошлое. Например, интернет-магазины без алгоритмов рискуют стать цифровыми каталогами.
5 плюсов подписки Telegram Premium 75 рублей вместо 299: как платить за «Яндекс Плюс» меньше? Мошенничество на Ozon: обманывают продавцов и покупателей