Кроссворды и спорт против Альцгеймера: ученых обескуражило собственное открытие

Проблемы с памятью в зрелом возрасте — это нормально, говорит психиатр, но как перестать из-за них беспокоиться?

Физические упражнения и занятия на внимательность не повышают когнитивные функции у зрелых людей. Судя по опытам, ни то ни другое не приводило к заметным улучшениям. Будь то через шесть или 18 месяцев.

На протяжении десятилетий врачи и ученые знали, что физические упражнения важны для зрелых и пожилых людей: они могут снизить риск сердечных заболеваний, укрепить кости, улучшить настроение и обеспечить другие преимущества. Аналогичным образом тренировка внимания уменьшает стресс, а он может быть вредным для мозга. Поэтому многие думали, что физические упражнения и/или тренировка внимания могут улучшить работу мозга.

В крупном исследовании ученые выдвинули гипотезу, что если бы пожилые люди регулярно занимались физическими упражнениями, практиковали внимательность или делали и то и другое, то могли бы получить когнитивные преимущества. Но результат полностью опроверг ожидания.

Исследователи из медицинской школы Вашингтонского и Калифорнийского университетов изучали когнитивные эффекты физических упражнений и тренинга внимательности в течение 18 месяцев у зрелых людей. Эти люди сообщали о возрастных изменениях в памяти, но деменции у них не было.

Ученых обескуражили результаты. Теперь они хотят выяснить, могут ли наблюдаться какие-то когнитивные эффекты, если заниматься спортом и тренировать внимательность не полтора года, а дольше. Поэтому они планируют продолжить изучение этой группы людей, чтобы узнать, могут ли такие упражнения помочь предотвратить в будущем когнитивные нарушения. Пока что эти практики не улучшали когнитивные функции.

Незначительные проблемы с памятью часто считаются нормальной частью старения. Но также нормально, что люди начинают беспокоиться, когда замечают эти проблемы,

— говорит первый автор исследования Эрик Ленце, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии Вашингтонского университета.

Ленце подчеркивает: результаты исследования не означают, что физические упражнения или тренировка внимательности не помогут улучшить когнитивные функции у пожилых людей. Но эти практики, по-видимому, не повышают когнитивные функции у здоровых людей без нарушений.

Мы не говорим: «Не занимайтесь спортом» или «Не тренируйте внимательность», — цитирует Ленце ScienceDaily. — Но мы думали, что можем найти именно когнитивную пользу от этих упражнений для пожилых людей. Не нашли. С другой стороны, мы не изучали, могут ли физические упражнения или внимательность принести пользу пожилым людям с ограниченными возможностями из-за деменции или таких расстройств, как депрессия.

Ученый настаивает: нельзя говорить, будто эти практики ни у кого не помогают улучшить когнитивные функции. Поэтому тренировки и тела, и внимания остаются очень нужным и полезным занятием.
Как отличить плохую память от деменции: объясняет доктор наукПицца, блинчики, конфеты — ученые назвали продукты, вызывающие деменцию12 факторов риска: невролог рассказала, кому грозит деменция