Nature Communication: астрономы обнаружили сфокусированное плазменное цунами на Солнце

Фотобанк - legion-media.ru

Изучение таких явлений поможет защищать технологические системы на Земле от воздействий.

Астрономы впервые зафиксировали плазменное цунами от солнечной вспышки, сфокусированное корональной дырой, что подтверждается публикацией в журнале Nature Communication. Это открытие может существенно повлиять на наше понимание процессов, происходящих в солнечной атмосфере и их влиянии на космическую погоду.

Магнитогидродинамические волны, возникающие в короне, внешней части солнечной атмосферы, являются колебаниями заряженной среды под воздействием магнитных полей звезды. Эти волны способствуют нагреву корональной плазмы и ускорению солнечного ветра, а также генерируют мощные солнечные вспышки. Ранее наблюдения показывали, что эти волны подвержены таким явлениям, как преломление, пропускание и отражение.

В исследовании, основанном на данных Обсерватории солнечной динамики НАСА, анализировались события солнечной вспышки 2011 года. Выяснилось, что взрыв вызвал мощные возмущения, которые распространялись по поверхности Солнца в виде дугообразных фронтов. Эти волны двигались через корональную дыру, область с относительно холодной и менее плотной плазмой, на низкой широте относительно экватора Солнца со скоростью около 350 километров в секунду.

Проходя через корональную дыру, дугообразные фронты волн изменили свою кривизну и стали седловидными. Когда волны достигли дальнего края дыры, они сошлись в одной точке, подобно тому, как свет фокусируется линзой. Корональная дыра, благодаря своей форме, функционировала как магнитогидродинамическая линза.

Аналогичные открытия в области солнечной физики также включают наблюдения солнечных торнадо, зафиксированных в 2012 году. Эти гигантские вихри плазмы, поднимающиеся на тысячи километров над поверхностью Солнца, были впервые замечены космическим телескопом SDO (Solar Dynamics Observatory). Они образуются при взаимодействии магнитных полей и поднимаются со скоростью до 300 000 километров в час.

Еще одно значительное открытие было сделано в 2006 году, когда космическая миссия STEREO (Solar TErrestrial RElations Observatory) обнаружила корональные волны, которые распространяются на огромные расстояния в солнечной короне. Эти волны представляют собой большие возмущения плазмы, которые могут влиять на солнечный ветер и космическую погоду.

Эти открытия существенно дополняют наше понимание динамики солнечной атмосферы и ее влияния на Землю и космическое пространство. Изучение таких явлений помогает прогнозировать космическую погоду и защищать технологические системы на Земле от воздействий солнечной активности.