Это комедийно-пародийное решение.
Согласно вступительной заставке, «Бриллиантовая рука» является кинороманом, состоящим из двух частей. Сама надпись отсылает нас к шпионским, детективным и криминальных картинам тех лет. У них было именно такое оформление. Пародийный элемент считывается и с названия первой серии. «Бриллиант почти не виден» отчётливо пересекается с «Сатурн почти не виден» – названием известной шпионской ленты.
Заставка готовит зрителя к просмотру кинодетектива, но, начиная со сцены прощания у парохода, становится понятен истинный жанр фильма. Это деконструкция. «Бриллиантовая рука» обыгрывает штампы и приёмы криминального кино. Причём сами персонажи страдают жанровой слепотой: не понимают, что находятся в эпицентре вызывающих смех событий.
Они ощущают себя участниками криминально-детективной истории со всеми вытекающими отсюда моментами.
Максимального напряжения сюжет достигает в эпизоде, где злодеи окружают главного героя. И тут режиссёр снова решает «пройтись» по шпионским лентам: он резко прерывает повествование и объявляет о завершении первой части фильма. Этот способ хронометража, высмеянный Гайдаем, до сих пор используется в сериалах – знаменитый прием окончания сезона или серии на «клиффхэнгере».
Вторая серия – один сплошной сюрреализм. Она даже начинается со смены декораций и положений. Благодаря этому у героя Никулина появляется пространство для маневрирования.