Scientific Reports: ученые определили причину вымирания неандертальцев

Фотобанк - legion-media.ru

Исследователи проанализировали образцы зубов 176 особей.

Неандертальцы традиционно считаются «мучениками» человеческого рода, поскольку вели тяжелую жизнь, пытаясь выжить в суровых условиях плейстоценовой эпохи Европы. Это обстоятельство считается одной из причин их вымирания. Исследование ученых из университетов Тюбингенского (Германия), Бристольского (Великобритания) и Джорджа Вашингтона (США), опубликованное в журнале Scientific Reports, выявило важные данные о стрессе, которому подвергались неандертальцы и Homo sapiens в раннем возрасте.

Исследователи проанализировали зубную эмаль останков неандертальцев и сапиенсов, что стало наиболее полной выборкой в сравнении с предыдущими исследованиями. Было изучено 867 зубов 176 особей с 56 стоянок среднего и верхнего палеолита. Обобщенные линейные смешанные модели позволили ученым оценить вероятность возникновения гипоплазии эмали и онтогенетическое распределение дефектов эмали у каждого типа зубов.

Результаты исследования показали одинаковый уровень стресса в раннем возрасте у неандертальцев и сапиенсов. На их зубах обнаружены горизонтальные бороздки и тонкая эмаль, что свидетельствует о возможных инфекционных и других заболеваниях, недоедании, дефиците питательных веществ и травмах. Однако стресс у двух видов Homo проявлялся на разных стадиях развития.

У сапиенсов дефекты эмали чаще формировались в возрасте, когда происходило отлучение ребенка от груди (от одного до трех лет). У неандертальцев патологии зубов начинали проявляться перед отлучением от груди (примерно в один год), достигая максимума в период, когда ребенок начинал питаться самостоятельно (между двумя и четырьмя годами). Впоследствии уровень стресса у детей сапиенсов снижался.

Ученые предположили, что стресс, испытываемый детьми палеолита во время отлучения от груди, был вызван увеличением потребности в энергии и повышенным риском недоедания. Наши предки, вероятно, уменьшали его благодаря длительной зависимости от родителей, эффективному использованию ресурсов и предоставлению детям доступа к пище. Неандертальцы же, вероятно, хуже применяли эти стратегии, что могло стать одной из причин их вымирания.

Ранее проводимые исследования также подтверждали гипотезу о значительном стрессе, испытываемом неандертальцами. Например, исследование, опубликованное в журнале Nature в 2018 году, показало, что неандертальцы подвергались частым инфекциям и физическим травмам, что также вносило свой вклад в их вымирание. Исследование, проведенное в 2020 году в журнале PNAS, выявило, что климатические изменения и конкуренция с Homo sapiens могли усилить стресс у неандертальцев, снижая их выживаемость.

Эти данные дополняют общую картину понимания того, как стрессы раннего детства влияли на выживаемость неандертальцев и Homo sapiens, и подчеркивают важность социальных и экологических факторов в эволюции человека.