Ученые: микрофлора кишечника влияет на принятие решений и чувство справедливости

Исследование привело к неожиданным результатам.

Ученые из Парижского института мозга и Боннского университета выявили, что изменение состава микробиоты кишечника способно усилить чувство справедливости. В рамках исследования, опубликованного в журнале PNAS Nexus, они доказали, что социальное поведение можно изменить, манипулируя видовым составом кишечных бактерий.

Кишечная микробиота, включающая все бактерии, вирусы и грибки, обитающие в пищеварительном тракте, играет важную роль не только в пищеварении, но и в когнитивных функциях, управлении уровнем стресса, тревожности, депрессии и социальном поведении. Эта взаимосвязь известна как «ось кишечник — мозг». Например, исследования на мышах, выращенных в стерильных условиях, показали, что у них возникают трудности в социальном взаимодействии. Однако результаты подобных исследований на животных не всегда применимы к людям. Чтобы выяснить, как человеческая микробиота влияет на принятие решений в социальной среде, ученые провели поведенческие тесты, включая игру «ультиматум».

В игре «ультиматум» одному человеку дается сумма денег, которую он должен справедливо разделить с другим игроком. Второй может отклонить предложение, если считает его несправедливым, и тогда ни один из участников не получает награды. Отказ от несправедливого предложения, называемый «альтруистическим наказанием», используется как способ восстановления справедливости.

В эксперименте приняли участие 101 человек. В течение семи недель 51 участник принимал добавки с пробиотиками и пребиотиками, а 50 человек получали плацебо. В начале и в конце периода приема добавок все участники участвовали в игре «ультиматум». Те, кто принимал добавки, показали большую склонность к отклонению несправедливых предложений, даже если сумма делилась лишь немного неравномерно.

Исследователи также обнаружили, что участники с наибольшим дисбалансом между двумя типами бактерий (Firmicutes и Bacteroidetes) в начале исследования продемонстрировали наиболее значительные изменения в составе микробиоты и проявили наибольшую чувствительность к справедливости. Эти изменения сопровождались резким снижением уровня тирозина — предшественника дофамина, нейромедиатора, влияющего на социальное поведение.

Таким образом, результаты исследования показывают, что изменения в микробиоте кишечника могут влиять на социальное поведение через биохимические сигналы. Это открытие указывает на возможность модификации микробиоты с помощью диеты для положительного влияния на принятие решений. Ученые подчеркивают необходимость дальнейших исследований для более глубокого понимания этих биологических механизмов и разработки новых стратегий улучшения социальных взаимодействий.

Этот научный прорыв открывает перспективы для использования микробиотных добавок в улучшении когнитивных и социальных функций, что может привести к разработке новых подходов в лечении психологических и поведенческих расстройств.