Евгений Чернега объяснил, как родители своими же поступками лишают ребенка мотивации к учебе.
Первый раз – в первый класс… Любопытная статистика, но подавляющее большинство детей, впервые открывающие для себя двери в кабинет первого класса, очень хотят в школу. Но спустя несколько месяцев это желание отпадает на раз более чем у половины первоклашек. Что же идет не так? Конечно, причины могут быть разные. Многие из них лежат в области устаревших подходов к обучению. Но есть и факторы, на которые мы, взрослые, можем повлиять.
Несколько наиболее частых причин, которые можно «нейтрализовать», тем самым вновь вернуть интерес ребенка к школе, перечислил Евгений Чернега, индивидуальный и семейный психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии и Федерации психолого-консультантов России.
Фото автора Thirdman: Pexels Небезопасная среда
Некоторые родители со временем начинают забывать свою базовую функцию. Воспитание воспитанием, однако своего дитя нужно защищать. И это понятие «защиты» достаточно емкое.
Евгений Чернега Индивидуальный и семейный психолог
«Сюда входит и защита от коллективной травли со стороны сверстников, и психологическое насилие со стороны учителей, которое может проявляться в повышении голоса, унижении при всем классе, сравнении с другими учениками в негативном контексте и т.п.
Родители зачастую не любят идти на конфронтацию со школьным руководством или тем более менять учебные заведения. И решают возникшие проблемы адаптации наиболее безопасным для себя способом, списывая все проблемы на недостаточные старания ребенка», – рассказал Евгений Чернега.
Давление и наказание
Родители часто нетерпимо относятся к своему ребенку и используют такие способы воздействия на него, как давление и наказание. Подобное поведение часто бывает у тех, кто сам когда-то не оправдал ожидания (своих или родительских), и теперь продолжает эту бессмысленную гонку амбиций уже на своих детях.
«Не переносите свои травмы и неудачи на своих детей. Не наказывайте их за плохую успеваемость. Потенцируйте, помогайте, побуждайте. Хорошая самооценка намного важнее хорошей оценки!» – призвал психолог.
Фото автора Mikhail Nilov: Pexels Ошибаться нельзя
Если ребенок принес плохую оценку, и его за это ругают, значит, у него уже в детстве формируется жесткое правило о вреде ошибки. Страх ошибки – не лучший мотиватор для ребенка познавать что-то новое. Скорее всего, такой ученик начнет саботировать учебу, чтобы не чувствовать себя неполноценным.
«Не забывайте, что за любым открытием и изобретением стоит большое количество проб и ошибок. Учитесь формировать позитивное отношение к ошибкам и предлагать ребенку помощь при необходимости. Такие дети с большей вероятностью потом смогут добиться высоких результатов», – посоветовал собеседник издания «Утро-Новости.
Фото автора Julia M Cameron: Pexels Гиперопека
В данном случае имеются ввиду родители, которые не помогают ребенку со сложной домашней работой, а делают ее за него. Это яркий пример деструктивного подхода, который негативным образом повлияет на детей. Как следствие, пассивность ребенка, его безынициативность, ощущение того, что у него ничего не получится и ожидание кого-то более умного и сильного рядом, кто все сделает за него.
«Избегайте «гиперзащищенности». Помогайте ребенку, поддерживайте его, проявляйте участие, но не делайте работу за него!» – рекомендовал специалист.
Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels «Мог бы лучше!», «почему 4, а не 5?»
В основе таких установок лежит желание родителей стимулировать ребенка к еще большим результатам. Но эффект такого обесценивания получается обратным, и это стоит помнить обязательно. Дело в том, что перфекционизм в данном случае становится всего лишь механизмом оправдания родительских ожиданий.
«И даже если у ребенка весь дневник в пятерках, его самооценка становится, к сожалению, очень уязвимой. И проявляется это, как правило, уже после школы в виде феноменов прокрастинации или выгорания.
Таких примеров можно приводить бесконечно. Главное не забывать, что если ваш ребенок не хочет учиться, то, скорее всего, дело в вас самих. Пробуйте другие подходы к воспитанию и формированию мотивации. Стимулируйте проявления творчества. Поддерживайте ребенка в его ошибках.
Помогайте ему справляться со сложностями. Цените каждое его достижение. Поменяйте школу, если необходимо! И если вам удастся хотя бы на своем уровне создать безопасную, доверительную и творческую среду, то вы внесете огромный вклад в развитие уверенной, интересующейся и разносторонне развитой личности. Иными словами, инвестируйте в самооценку, а не оценки», – констатировал Евгений Чернега.