Певица обратилась за советом к психологу.
Рита Дакота пожаловалась подписчикам, что ее маленькая дочь закатила истерику, не желая отпускать маму на рабочую встречу. Артистка полюбопытствовала, нет ли среди ее аудитории детских психологов, способных помочь советом.
«Останусь — она «победила», и привет, манипуляции. Уйду — она подумает, что я ее бросила, чтобы наказать. «Уйти нельзя остаться» — где запятая?» — спросила Дакота.
На ее вопрос изданию «Утро-Новости» ответила эксперт Снежана Малафеева, которая первым делом посоветовала набраться терпения.
Как правило, труднее бывает тем детям, которые растут с одним родителем или чьи родители сами подвержены повышенному беспокойству. В первом случае родители (в большинстве — мамы) испытывают вину перед ребенком и всячески стремятся компенсировать отсутствие второго родителя, пытаясь доставить малышу максимум комфорта и потакая его малейшим прихотям и желаниям.
Во втором случае родители начинают беспокоиться, что малыш разнервничается, осипнет от плача, станет расти слишком чувствительным и хрупким, что разлука с родителями нанесет травму его неокрепшему организму. А малышу только этого и надо.
— В своем стремлении контролировать родителей (нужно сказать, стремлении врожденном, здоровом и прекрасном: оно обозначает, что ребенок растет энергичным, умным и изобретательным) дети стараются сделать все так, как удобно им самим.
Их главное желание — не выпустить родителей из квартиры, а по ночам — из поля зрения. Они пускают в ход испытанные средства: горький плач, истерический крик, надрывные завывания, горячие объятия, позже — проникновенные слова, подкрепленные серьезным доводом: «Не уходи, мне страшно!»
Правильный подход — это спокойное, сочувственное и последовательное поведение. Уже младенцу вы говорите: «Мама уходит на работу. Няня побудет с тобой до вечера. Мама придет вечером. Я тебя люблю». На ваш вопрос, а сколько же понимает грудничок из этой тирады, — честно отвечу: не знаю.
Знаю только факты, проверенные годами наблюдений: дети, которых готовят к переменам или событиям, легче переносят разлуку с родителями, лучше приспосабливаются к стремительно меняющимся обстоятельствам жизни, проще находят общий язык с воспитателями и другими детьми.
Родители могут постепенно выработать ритуал прощания. Надумав уйти, мама должна заранее сообщить ребенку о том, что через полчаса ей пора на работу, а пока у них есть время на одну песенку или одну небольшую книжку.
Если ребенок отозвался на сообщение бурным плачем, мама выражает сочувствие: «Мне нужно на работу. Мне жаль, что ты так расстроилась. Постарайся взять себя в руки, а то мы пропустим время, в которое мы можем почитать или поиграть».
После этого следует дать ребенку самостоятельно справиться со своими чувствами. Не получилось сегодня — получится завтра. Чем самостоятельнее дети, тем проще относятся они к временному отсутствию родителей. Приучать детей к самостоятельности нужно как можно раньше.
Няне, бабушке или тому, кто остается с ребенком, необходимо переключить его внимание: «Из какого окна мы помашем маме? Пойдем, чтобы не пропустить маму!» С этими словами бабушка или няня отвлекут малыша от слез.
Постепенно ребенок привыкнет к тому, что уход родителя — дело житейское, и он не станет задерживаться в прихожей, превращая заурядное прощание в патетические театрализованные представления.