Неравнодушные люди переживают за звездных детей, втянутых в шоу-бизнес, и, как оказалось, не зря.
Не первый год Яну Рудковскую обвиняют в том, что она использует сына Александра в корыстных целях. Публике не нравилось, что ребенка долгое время называли Гномом Гномычем, снимали в рекламе, задействовали в реалити-шоу «ЯнаСупер» и не только.
Одни подписчики продюсера с уверенностью заявляли, что на фото и видео мальчик выглядит недовольным и несчастным, и волновались за его ментальное здоровье. Другие и вовсе рассмотрели звездную болезнь.
Похожие претензии предъявляли Филиппу Киркорову, воспитывающему близнецов Мартина и Аллу-Викторию, певице Наталье Ионовой за поведение старшей дочери Лидии и не только.
Издание «Утро-Новости» обратилось с несколькими вопросами к семейному психологу Снежане Малафеевой.
— Правда ли, что у детей в шоу-бизнесе быстро развивается звездная болезнь?
— Говорят, что дети редко болеют «звездной болезнью», так как достаточно быстро понимают, что выступления на сцене, съемки в кино или участие в крупных спортивных соревнованиях — это прежде всего работа, требующая колоссальных усилий и вдобавок дающая волшебную возможность соприкоснуться со взрослым миром.
— С какими трудностями сталкиваются звездные дети?
— Детям, на которых обрушилась известность, сложнее не потерять связь с реальностью из-за особенностей развития мозга, поскольку «рациональная» часть мозга окончательно формируется к 25 годам. До этого времени некоторые когнитивные способности — например, оценивать риск, планировать и прогнозировать ситуации — хоть и не отсутствуют, но еще не слишком развиты.
Даже заземленному, уравновешенному, зрелому человеку сложно оставаться собой под влиянием славы, а в случае с детьми это давление усиливается в десятки раз. Их идентичность только формируется и может затеряться под влиянием внешних факторов: репутации, ожиданий фанатов. Ребенку гораздо сложнее отделить свою реальную личность от образа.
— Ранняя слава имеет опасные последствия?
— Известность и привилегии, которые она дает, — сами по себе наркотик. Соцсети предлагают четкие критерии оценки социальной значимости: просмотры, лайки, репосты. А это формирует зависимость, которая при завершении славы, признания впоследствии может быть заменена другой зависимостью, еще более негативной: наркотики, алкоголь.
С другой стороны, звездные дети не всегда становятся звездными взрослыми. И потому примеров сломанных судеб уже подросших звездочек — не перечесть. Практика показывает, что есть такая тенденция, что некоторые звездные родители неосознанно делают из своих детей бизнес-продукт, как бы печально это ни звучало.
Детский шоу-бизнес зародился в Голливуде. Делать из детей звезд оказалось невероятно выгодным занятием. Недавнее исследование о бывших именитых детях, проведенное в США, показало, что более 40 процентов из них имели или имеют алкогольную и наркотическую зависимость.
Несмотря на такую статистику, родители все равно продолжают штурмовать студии, предлагая или сами продвигая своих чад буквально с самого рождения.
Негатив заключается еще и в том, что сегодня в детском шоу-бизнесе (так же, как и во взрослом) в основном все решают деньги, а отнюдь не талант. В результате психика рушится и у тех, кто имеет обеспеченных родителей, и у тех, кто таковых не имеет. Первые страдают от того, что неспособны понять, за счет чего они имеют успех, вторые — от того, что в самом раннем возрасте сталкиваются с несправедливостью.
— Как родителям уберечь детей от всего вышеперечисленного?
— Если родители занимаются развитием ребенка и не преследуют звездные цели — звездная болезнь их детям не грозит. Главное, не впадать в крайности и не преследовать свои цели за счет детей. Если внушать ребенку, что он звезда, то он не сможет нормально общаться со сверстниками и будет глупо выглядеть в обществе взрослом.
Словом, все в руках взрослых. Которые должны проявить мудрость.