«Представьте осиное гнездо в носу»: ученые наконец узнали причину зимних простуд

Микробы и вирусы присутствуют в мире круглый год. Так почему же люди чаще болеют простудой и гриппом, когда на улице холодно?

Новое открытие уже называют научным прорывом. Ученые нашли биологическую причину, по которой мы чаще болеем респираторными заболеваниями зимой. Оказывается, холодный воздух сам по себе повреждает иммунный ответ, возникающий в носу.
Фактически снижение температуры внутри носа всего на 5 градусов по Цельсию убивает почти 50% из миллиардов клеток, борющихся с вирусами и бактериями в ноздрях.

Холодный воздух связан с усилением вирусной инфекции, потому что вы, по сути, теряете половину своего иммунитета только из-за этого небольшого понижения температуры,

— говорит доктор Бенджамин Блейер, директор отдела исследований в области отоларингологии Массачусетского института ЛОР, профессор Гарвардской медицинской школы.

Респираторные вирусы или бактерии проникают в нос, основную «точку входа» в организм. Команда ученых обнаружила, что передняя часть носа немедленно обнаруживает инфекцию, задолго до того, как задняя часть носа узнает о вторжении.

В этот момент клетки, выстилающие нос, немедленно начинают создавать миллиарды простых копий самих себя. Это как мини-версии клеток, специально разработанные для уничтожения вирусов. Они действуют как приманки, и когда вы вдыхаете возбудителя заболевания, он прилипает к этим приманкам, вместо того чтобы прилипать к клеткам.

Эти мини-клетки затем выводятся в носовую слизь (да, сопли), где они останавливают проникновение вирусов. Еще до того, как те смогут добраться до места назначения и размножиться. Чтобы вообразить всю картину происходящего, ученый советует представить, будто в носу живет рой ос.

Это как если ты разворошишь осиное гнездо, что произойдет? Вы можете увидеть несколько шершней, летающих вокруг, но когда вы пинаете их, все они вылетают из гнезда, чтобы напасть, прежде чем это животное сможет попасть в само гнездо — цитирует Блейера CNN. — Именно таким образом организм уничтожает эти вдыхаемые вирусы, чтобы они никогда не смогли быстро попасть в клетку.

Исследование показало, что при вирусной атаке нос увеличивает выработку таких мини-клеток на 160%. Просто представьте себе рецепторы в виде маленьких рук, которые торчат наружу, пытаясь схватить вирусные частицы, когда вы их вдыхаете. Примерно так это и выглядит.

Итак, нос вступает в бой, вооруженный некоторыми дополнительными сверхспособностями. Но что происходит с этими преимуществами, когда наступает холодная погода?

Когда мы подвергаемся воздействию холодного воздуха, температура в носу может упасть на целых 5 градусов. И этого достаточно, чтобы уничтожить все три иммунных преимущества, которыми обладает нос. Фактически этого небольшого холода на кончике носа достаточно, чтобы вывести из строя почти половину тех самых мини-клеток. Кроме того, холод уничтожает рецепторы, которыми оснащены эти клетки, что делает их гораздо менее цепкими.

По словам Блейера, это вдвое снижает способность вашей иммунной системы бороться с респираторными инфекциями. Ученые говорят: чем теплее будет носу, тем лучше сможет работать этот врожденный механизм иммунной защиты.
Ученые могут не угадать с вакциной: доктор Мясников рассказал, как перенести сезон гриппаСвиной грипп обрушился на Россию: вирусолог оценил риск заразитьсяГрипп без температуры и соплей? Роспотребнадзор рассказал о болезни правду